Xbox 360 — игровая приставка седьмого поколения. Вторая по счету (первая — Xbox), выпущенная Microsoft. Разработана в сотрудничестве с компаниями IBM, ATI и SiS. Сервис Xbox Live позволяет играть по сети, загружать разнообразный контент вроде демоверсии, трейлеров, музыки, ТВ-шоу и т. п. Основной конкурент — PlayStation 3 от Sony. Доступно три варианта издания консоли: Arcade, Pro и Elite (версии Core и Premium сняты с производства, их заменили Arcade и Pro соответственно).
22 ноября 2005 года состоялся официальный запуск в США. За первые две недели с начала продаж в США было реализовано более 400 тыс. комплектов Xbox 360. До конца 2005 года последовали запуски системы в Европе и Японии. Выпуск в Японии оказался провальным — за полтора года было продано всего 420 тыс. консолей.
Название Xbox 360 в Майкрософт выбрали не сразу. Обсуждались варианты Xenon, Xbox 2, Xbox Next и NextBox. От варианта Xbox 2 отказались из-за названия главного конкурента — PlayStation 3.
Технические характеристики
* Процессор IBM Xenon (архитектура PowerPC), содержит 3 симметричных ядра (по два аппаратных потока на каждое), работающих на общей тактовой частоте 3,2 ГГц. 1 мегабайт общего кеша L2.
* Графический чип Xenos от ATI, 10 Мбайт встроенной памяти eDRAM, 500 млн полигонов в секунду.
* 512 Мбайт ОЗУ (используется и в центральном, и в графическом процессоре).
* Заявленная суммарная производительность системы — 1 ТFLOPS (производительность CPU — 115 Гфлопс)
* Поддержка разрешений: 480i, 480p, 720p, 1080i, 1080p, соотношение сторон 4:3 и 16:9. На некоторых телевизорах HDTV-ready наблюдается несовместимость. Проблему обещали исправить в последующих обновлениях.
* Съёмный жёсткий диск на 20/60/120 Гбайт (опционально)
* Привод DVD-ROM.
Приставка поставляется в трёх вариантах — Arcade, Pro и Elite. Варианты Arcade и Pro — замена ранним версиям Core и Premium. Обновленные варианты комплектуются новыми материнскими платами: Falcon или Jasper. На обеих материнских платах присутствует улучшенная система охлаждения и HDMI-выход. Материнские платы Falcon, в отличие от Zephyr, комплектуются 65-нм центральным процессором, что позволило уменьшить тепловыделение системы и энергопотребление. Консоли на базе материнской платы Falcon стали комплектоваться блоком питания с выходной мощностью 175 ватт, в отличие от 203 ватт на предыдущих ревизиях консоли.
В базовую (Arcade) комплектацию входят беспроводной игровой контроллер, карта памяти на 256 Мбайт для сохранений игр, кабель для подключения к телевизору через композитный вход или интерфейс SCART и несколько «аркадных» игр на DVD-диске. Этот вариант скорее «семейный», но подходит и хардкор-игрокам. В дальнейшем можно закупить необходимые устройства (жёсткий диск, HDTV-видеокабель, HDMI-видеокабель, ПДУ и т. д.) по необходимости.
После начала поставок стали известны некоторые недоработки в аппаратной части приставки: так, при попытке изменить положение консоли с вертикального на горизонтальное (или наоборот), вставленный в оптический привод консоли (Hitachi-LG GDR-3120L) диск с высокой долей вероятности будет испорчен.
Различные комплектации игровой приставки
___________________________Elite_______________________Pro_____________________Arcade
Цвет _____________________Чёрный___________________ Белый____________________Белый
Хромированный трей__________Да_______________________Да_______________________Нет
Сменный жёсткий диск_______120 Гб_________________60 Гб (с 15 августа 2008)________ Нет
Геймпад в комплекте__________________________Беспроводной, 2,4 ГГц____________________
Провод Ethernet_____________Да________________________Да________________________Да
Xbox 360 Headset (наушники)__Да_________________Да, кроме Мексики и Океании_______Нет
Выход HDMI ________________Да___________________Да (с августа 2007)_______________Да
Компонентный видеопровод __Нет (для России)_____________Да _______________________ Нет
Композитный видеопровод ___ Да_________________________Да_______________________Да
Подписка Xbox Live Silver_____Да_________________________Да_______________________Да
Подписка Xbox Live Gold______Да, 1 месяц_______________Да, 1 месяц________________Да, 1 месяц
Бесплатные игры_______2 игры и несколько демоверсий_1 игра и несколько демоверсий_5 аркадных игр
Кабель HDMI____________Да (кроме Jasper)________________Нет____________________Нет
Xbox 360 Pro
Pro-комплектация пришла на смену Premuim-версии консоли. В новых версиях консоли поставили новую материнскую плату и улучшенную систему охлаждения, благодаря которой приставка слабо греется. Комплектация стала лучшим выбором для тех, кто не хочет покупать Elite-версию, но желает иметь винчестер и компонентный кабель. Кроме этого, комплектация мало отличается от Elite-версии, что видно в таблице выше. Версия прекратила свое существование. Доказательством этого служат новые партии Arcade, на коробках которых присутствуют только она сама и Elite-комплектация.
Xbox 360 Elite
В канун рождественских праздников 2006 года, примерно в одно и то же время с запуском PlayStation 3 и Wii в США, через официальный сайт приставки Microsoft стало возможным купить специальную «элитную» версию аппарата. Отличия от обычный версии: чёрная приставка, чёрный геймпад и чёрная гарнитура для сетевого общения. Кроме того, в комплекте с Elite-приставкой идёт жёсткий диск объёмом 120 Гбайт (в конце 2009 года появились версии с жестким диском объемом 250Гб), однако его можно приобрести и за отдельную плату для уже приобретённой версии Arcade или Pro. Также прилагается стандартный набор интерфейсов для подключения приставки как к обычному, так и к HD-телевизору или монитору.
Xbox 360 Arcade
Первоначально, младшей редакцией консоли была Xbox 360 Core. 23 октября 2007 года Майкрософт заменила её на «аркадное» издание. Оно выделяется тем, что включает в себя 5 игр Live Arcade бесплатно. В первых вариантах Xbox 360 Arcade комплектовалась беспроводным геймпадом, картой памяти на 256 Мбайт и диском Xbox Live Arcade. Последние варианты комплектации не включают в себя карту памяти, поскольку приставка содержит в себе 256 Mбайт встроенной памяти. Также, как и у старших комплектаций, у Xbox 360 Arcade есть HDMI-выход.
Операционная система
Xbox 360 работает под управлением операционной системы, написанной специально для этой приставки. Эта операционная система, называемая аналитиками «Xbox 360 OS», является на 90 % переписанной операционной системой для первого Xbox (т. н. «Xbox OS»), а та, в свою очередь, представляет собой на 90 % переписанную Windows 2000. Таким образом, в операционной системе, под управлением которой работает Xbox 360, чуть меньше процента кода из Windows 2000, а всё остальное — специально написанные замены и добавления. Однако, стоит отметить, что речь идёт о первой прошивке. В последующих прошивках идёт модификация ядра параллельно с десктопными версиями Windows, но с акцентом на аппарратное обеспечение. Последняя версия прошивки имеет послойную загрузку(как в WIndows 7) и ядро, аналогичное MinWin. Так же добавилась поддержка ZuneHD и сервисов Zune.
Совместимость с оригинальным Xbox
Совместимость с играми для оригинальной Xbox частичная. Некоторые игры (наиболее удачные по мнению Microsoft) входят в список совместимости и запускаются через встроенный эмулятор, обновляемый через Xbox Live или в оффлайн-режиме с CD-R дисков, самостоятельно записанных пользователем. Для работы эмулятора обязателен жёсткий диск, на котором находятся профили игр, патчи и другая служебная информация.
Игры, которых нет в списке совместимости, не запускаются. Список совместимости пополняется с каждым обновлением программного эмулятора первого Xbox. Обновление эмулятора происходит при загрузке в привод диска от старой консоли.
Xbox Live
В день запуска Xbox 360 Microsoft обновила сетевой сервис Xbox Live и добавила к нему бесплатный вариант подписки «Silver». Xbox Live Silver не требует абонентской платы и доступен во всех вариантах приставки. Всё, что нужно сделать пользователю, — создать свой профиль. При этом он получает доступ к официальным форумам приставки, доступ к Xbox Live Arcade и Marketplace и возможность общаться с другими пользователями через Xbox Live. В подписку «Silver» не входит полноценная поддержка сетевой игры, однако в некоторых играх с относительной сетевой поддержкой (например, Viva Piñata) пользователи «Silver» смогут играть по сети. «Silver»-аккаунт также поддерживает голосовое общение и видеоконференции, для работы которых необходимы специальные гарнитура и USB-камера Xbox Live Vision, соответственно.
Основной вариант подписки «Gold» предоставляет пользователю все возможности «Silver», а также полноценную сетевую игру, за пределами сторонних сервисов о которых было сказано выше. Кроме того, владельцы платных учётных записей могут получать доступ к некоторым бесплатным файлам несколько раньше, чем те, кто пользуется бесплатным аккаунтом. На 6 января 2009 года в Xbox Live было зарегистрировано более 17 миллионов подписчиков.
Аксессуары
Для консоли доступно много аксессуаров, таких как проводные и беспроводные контроллеры (джойстики), сменные передние панели, гарнитуры (беспроводная и проводная) и камера для разговоров по Live, клавиатура Messenger Kit для чата, карты памяти с ёмкостью 128, 256, 512 мегабайт, жёсткие диски (120, 60 и 20 гигабайт) и еще очень много вещей, стилизованных под Xbox 360.
* Wireless Headset — беспроводная гарнитура, работает в частотном диапазоне 2,4 ГГц на расстоянии до 9 метров от консоли. Встроенной батареи хватает на 8 часов работы. Зарядка осуществляется с помощью устройства, которое идет в комплекте.
* Wireless + PC AN08 — беспроводная гарнитура для ПК, работает в частотном диапазоне 2,4 ГГц на расстоянии до 9 метров от контролёра, питающего из USB от ПК. Входит два пальчиковых батареек. Имеет совместимость с Xbox 360.
* Messenger Kit — клавиатура, встраиваемая в джойстик для быстрого набора сообщений. Подсветка клавиатуры позволяет набирать текст в темноте.
* Hard Drive — съёмный жёсткий диск. Есть варианты на 20, 60, 120 и 250 Гб.
* HD-DVD Player — внешний оптический привод для чтения HD-DVD дисков. На данный момент выпуск прекращён.
* Headset — проводная гарнитура для голосового общения.
* Play & Charge Kit — даёт дополнительное время для игры, когда батареи контроллера уже почти разрядились. Без подзарядки можно играть около 30 часов. Уровень заряда показывается специальным индикатором.
* Quick Charge Kit — зарядное устройство для зарядки двух аккумуляторных батарей.
* Universal Media Remote — мультимедийный пульт для управления консолью. Имеет подсветку для работы в темноте.
* Wireless Networking Adapter — WiFi адаптер.
* Wireless Racing Wheel — беспроводной руль.
* Live Vision — камера для общения в видеочатах и для игр, где реализовано распознавание движений.
* Special Edition Faceplates — съёмные лицевые панели.
Проект Natal
Проект Natal (англ. Project Natal) — кодовое имя проекта «контроля без контроллера» (англ. controller-free gaming and entertainment experience), разрабатываемого Майкрософт, благодаря которому пользователь сможет взаимодействовать с консолью без геймпада или любых других манипуляторов с помощью жестов, голосовых команд, движения тела. Натал представляет собой периферийное устройство, подключаемое к приставке. В устройство встроены две высококачественные видеокамеры, способные сканировать трехмерное пространство и датчики распознавания голоса. Майкрософт заявляет, что устройство будет совместимо со всеми существующими моделями Xbox 360. Предполагается, что Natal можно будет использовать как в играх, так и в новом поколении приложений для Xbox 360, в том числе и в NXE
New Xbox Experience (NXE)
В ходе пресс-конференции Microsoft на выставке E³ 2008 была анонсирована новая оболочка (англ. dashboard) — «The New Xbox Experience» . Само меню станет трехмерным, а игроки смогут создавать свои аватары, внешне похожие на Mii — аватаров владельцев Nintendo Wii. Помимо нового дизайна, добавится несколько новых функций. Станет возможным частично записывать игры на жесткий диск для сокращения времени загрузки во время игры и уровня шума консоли, но диск нужен будет для проверки на легальность и запуска игры. Будет добавлена возможность создавать «вечеринки» (Parties) — своеобразные чаты или конференции среди друзей, в ходе которых можно обмениваться сообщениями, фотографиями и видео, в частности, будет реализована возможность совместного просмотра купленных в Xbox Live фильмов и сериалов. Кроме того, добавится раздел Primetime, в котором пользователи Xbox Live смогут участвовать в интерактивных трёхмерных версиях ТВ-передач. Первой такой программой была заявлена 1 vs. 100 (англ.). Официально NXE вышла в свет 19 ноября 2008. Но 1 ноября 2008 на западных торрентах появилась урезанная версия NXE (без функции Avatars), большинство владельцев Xbox 360 уже опробовали эту версию и многим она понравилась
Защита от копирования и взлом приставки
Как и многие консоли, Xbox 360 оснащена системой защиты от копирования, допускающей запуск игр только с лицензионных дисков. Однако эта система была взломана путем перепрошивки привода DVD-ROM приставки. Для взлома привода, требуется снять гарантийную пломбу (для аккуратного снятия, без повреждения, используется прогревание бытовым феном для волос, в течение 20-30 секунд).
Также каждый привод DVD-ROM приставки имеет свой внутренний ключ. При несовпадении этого ключа с ключом, записанным в материнской плате, запуск игр невозможен.
Microsoft ищет и заносит в чёрный список (отключает от Xbox Live) консоли с перепрошитыми приводам.
Технические проблемы
С самого своего запуска в 2006 году приставка Xbox 360 получила «дурную славу» у прессы и потребителей из-за низкой надёжности и большого процента брака.
Основной проблемой является перегрев системы, приводящий к поломке устройства. По мнению немецкого технического журнала «c't», основной причиной этой поломки является использование неправильного типа бессвинцового припоя и недостаточного охлаждения. Данная проблема в конечном итоге была признана компанией, так бывший вице-президент Interactive Entertainment Business, Entertainment and Devices Division в Microsoft Питер Мур (Peter Moore) признал, что все 11,6 млн консолей, выпущенных за первые 19 месяцев продаж, имеют серьёзную недоработку, способную привести к полной поломке системы. Однако, Microsoft не начала отзывать все консоли, а вместо этого увеличила срок гарантии до трёх лет.
В дальнейшем выпуск консолей с браком прекратили и начался выпуск обновлённых приставок. Проблема перегрева в них решается путём перехода на новый 65-нм техпроцесс и увеличение эффективности охлаждения системы за счёт установки более мощных вентиляторов (причём более тихих, чем в первой редакции), также был добавлен дополнительный радиатор. Позже поступали сведения о сломанных консолях, сделанных уже по 65-нм техпроцессу, но эти случаи были единичными и впоследствии было установлено, что консоли были повреждены в результате неправильной эксплуатации (установка у источников тепла, в замкнутом пространстве, где нарушена циркуляция воздуха, перемещение консоли во время работы и т. д.).
Второй технической проблемой очень часто называется то, что приставка якобы самопроизвольно царапает диски. Однако даже многочисленные тесты, появляющиеся в прессе и доказывающие, что наиболее часто этому подвержены приставки, оборудованные приводом от Toshiba (ныне устанавливаются приводы Lite-On (англ.)), не смогли повлиять на позицию Microsoft, которая утверждает, что проблема вызвана исключительно неправильной эксплуатацией приставки, о чём свидетельствует то, что во всех случаях диск царапался из-за изменения положения консоли во время работы.
Ещё одна проблема Microsoft Xbox 360 — ошибка E74. Предположительно, эта проблема вызвана поломкой ANA/HANA чипа, возможно, из-за «горячего» подключения аппарата к ТВ или проблемой с GPU.